- Ткацкое дело
- Тканье на вертикальном ткацком станке требовало отвесною натяжения нитей основы посредством глиняных гр>зиков; каждая вторая пить основы должна была оiводиться назад, чтобы пропустить уток с поперечной нитью. После этою происходило отличное от плетения образование ткацкого зева, состоявшее в том. чю механизм вытягивал вперед вторую нигь и отводил назад первую нить основы. Даже на самых простых сохранившихся изображениях античных ткацких станков видно устройство для смены местами нитей основы в виде двух поперечных планок. Принцип действия згою механизма, однако, непонятен, так же как и способ накручивания пряжи (ютовой) на навой и прикрепления нитей основы к кроснам. Используемые в совр. станках рукоятки и подножки античному Т. д. были неизвестны. Продолжал применяться более простой егип. гкацкий станок с неподвижными верхним и нижним навоями, на которые натягивалась в виде рамы основа с той же длиной нити, что и в более позднее время, т. е. 1, 5 1,7 м. Каждая поперечная нить должна была подводиться к предшествующей ей при помощи ткацкого гребня, что позволяло регулировать плотность ткани путем изменения числа нитей основы. Возможно, именно для регулирования плотности материи при обслуживании широких ткацких станков гтривлекалась дополнительная работница, как это видно на самом позднем из сохранившихся античных изображений ткацкого станка на рельефе с форума Нервы в Риме: изображены две работницы, одна из которых сидит, а другая стоит. При работе на широком ткацком станке приходилось подходить к нему с разных сторон, что наглядно описано Гомером в «Илиаде», где Агамемнон говорит о своей наложнице: «...она обветшает в неволе, / В Аргосе, в нашем дому, от тебя, от отчизны далече — / Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя» (1, 30 — 31). Работа на узких ткацких станках могла производиться сидя, что облегчало введение в основу узора, причем для этого требовалось варьировать способ образования ткацкого зева, т. е. отводить вперед и соответственно назад не постоянно каждую вторую, но, напротив, то первую, то вторую нить. Самым простым способом создания узора была периодич. смена цвета нити утка, однако т. о. можно было получать лишь узор полосами, но уже для квадратного узора необходимо было использовать два челнока с нитями разного цвета. Тканье узоров, требовавшее изменения расстояния между нитями основы для каждого прохода утка, могло осуществляться, по всей видимости, только за счет ручной регулировки грузиков после каждого продергивания нити утка, что требовало исключительного терпения и внимания. Поэтому в большинстве случаев узоры не ткались, а вышивались вручную уже посте изготовления полопта.рис. Ткацкий станок Пенелопы. Процесс ткания происходил сверху вниз, блочки веретена держали нити основы туго натянутыми (с вазы из Кьюзи).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.